Алкоголизм - результат неправильного воспитания

С психологической точки зрения , зависимое поведение человека, в частности от алкоголя, относится к последствиям отклонений в семейном воспитании. Каждый человек приходит в этот мир с определенным набором биологических качеств, переданным ему родителями по наследству, а вот разовьются эти качества или так и останутся в зачаточном состоянии будет зависеть непосредственно от микросоциальной среды, которая окружает человека в первые годы жизни. Именно в семье формируются навыки взаимодействия с окружающим миром, происходит формирование сознания и самосознания. Эффективное взаимодействие родителей, построенное на любви и уважении друг к другу, является необходимым условием формирования психологически здоровой, гармоничной личности.

В выполнении педагогической функции по отношению к ребенку главная роль отводится супружеской паре-отцу и матери. Многие факторы, связанные с составом семьи, нарушением внутрисемейных взаимодействий или неверной воспитательной позицией приводят к снижению воспитательной способности семьи, к нарушению в поведении детей и формированию патологических черт личности, приводящих человека во взрослой жизни к различным адикктивным формам поведения.

Атмосфера напряженности и конфликтности в семье имеет на ребенка резко отрицательное воздействие, приводит к потере чувства безопасности, формированию различных невротических расстройств, что в свою очередь может привести ребенка, особенно подростка, к нахождению точки опоры вне дома. В данном состоянии дети гораздо легче поддаются внешнему влиянию, находясь в подростковом возрасте, они прибегают к помощи алкоголя для снятия внутреннего напряжения.

Процесс формирования личности ребенка во многом зависит от отношения к нему обоих родителей. Становление характера, мировоззрение, внутренние установки в первую очередь формируются у детей родителями. И зависеть данный процесс будет во многом от того, насколько адекватно удовлетворяются в семье потребности ребенка.

Многие родители, считают, что ребенок должен быть сыт, обут и одет, забывая о том, что в первую очередь ребенок испытывает потребность в любви и эмоциональном контакте. Ребенку необходимо чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Ему также необходимо самоутверждение как развивающейся личности со своими собственными способностями.

Также основной потребностью является потребность в признании (уважении), основанная на чувстве собственного достоинства. Пренебрежение интересами ребенка, постоянная критика со стороны родителей и поучения приводят к формированию комплекса неполноценности и ущербности.

Существует целый ряд неэффективных стилей поведения с ребенком, приводящих к формированию отрицательных качеств личности, являющихся в дальнейшем благодатной почвой для развития различных форм зависимого поведения, в частности алкоголизма. Перечислим основные из них:

  1. Отвержение – формирует у ребенка такие черты, как лживость, агрессивность, непослушание. Данный стиль воспитания оказывает тормозящее влияние на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок нуждается в любви, но суровые родители не в состоянии ее дать. В результате он испытывает злость и агрессию по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости.
  2. Требовательность - воспитывает неуверенность в собственные силы, формирует неуверенность, покорность. Данный стиль поведения часто используют авторитарные матери , формирующие у мальчиков тип «маменькиного сынка». Во взрослой жизни такие мужчины оказываются несостоятельными мужьями, неспособными самостоятельно принимать решения, в своем выборе они всегда ориентированы на мать, на ее одобрение. Достаточно часто, чтобы хоть как то почувствовать себя самостоятельным прибегают к решению проблем с помощью алкоголя.
  3. Оберегание - вызывает у ребенка запаздывание социальной зрелости. Столкновение с реальностью вызывает сплошное разочарование, человек не способен справляться с жизненными трудностями и принимать самостоятельно решения, так как привык, что за него это делали родители. В качестве адаптогена часто применяется алкоголь.

Одной из самых трагичных ошибок в воспитании является то, что когда родители ругают ребенка, они с решительной убежденностью приклеивают к нему различные ярлыки: «идиот», «придурок», «негодяй», «дебил» и т.д., то есть неосознанно формируют у него негативный стиль поведения.