Лечение алкоголизма и отношение церкви к нему

Алкоголизм и церковь

Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как : гипносуггестивная психотерапия и кодирование. От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет. Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным. Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи. Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше. Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии , имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения. Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий. Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением. Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов. Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами. Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

И в заключении хочется добавить следующее : среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

-Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.